Wednesday, March 27, 2024

Римские каникулы. День восьмой

27 марта 2024 г.

Римская погода испытывала нас на прочность, но мы не сдавались. 
На этот день у нас была назначена экскурсия по еврейским местам с местным гидом Леаной, но метеорология отказывалась сотрудничать, и все три часа прогулки лил дождь. 
Мы встретились недалеко от площади Campo de' Fiori, и Леана рассказала нам, что эта площадь знаменита не только своим рынком или тем, что здесь 17 февраля 1600 года был сожжен на костре Джордано Бруно. Его памятник возвышается над торговыми палатками и сейчас. 

Здесь же на Рош а-Шана 9 сентября 1553 года были сожжены книги Талмуда. Об этом напоминает медная табличка на мостовой, почти не заметная между лотков.


Во время нашей прогулки мы видели и другие таблички - возле домов, где когда-то жили те, кто был депортирован в Освенцим и там погиб:

В Риме евреи жили на протяжении тысяч лет в прямом смысле этого слова. Римские евреи не считаются сефардами или ашкеназами, они потомки тех, кто прибыл сюда еще во времена до разрушения Храма в Иерусалиме, до изгнания и всех пленов. Леана рассказала, что еврейских общин в Риме две - та самая римская, довольно закрытая, и сефардская. Они не смешиваются и живут себе параллельно. 
За сотни лет еврейская жизнь в Риме не прекращалась, но была в основном или тяжелой, или совсем невыносимой.  
Фрагменты тех времен сохранились, например, в таких зданиях, как это, встроенное в другое, а в Средние века бывшее синагогой. На центральной колонне до сих пор видны ивритские буквы. Когда-то эта улица называлась Пальмовой из-за деревьев, посаженных в память об Иудее.
В еврейской пекарне, открытой пару столетий назад, работает все та же семья. Нам рассказали, что есреям было запрещено использовать молочные продукты, так появился классический римский творожный пирог: корочка из теста скрывала нелегальную начинку. Вкуснейший!
Хозяйке пекарни больше 90 лет (она слева). Никогда не догадаешься!
Этот мост Ponte Fabricio - самый древний в Риме, построенный в первом веке до н.э. В Средние века он назывался Еврейским, потому что вел в гетто. 
В ходе экскурсии мы потеряли половину группы, которая промокла-замерзла-устала и отбыла согреваться в кафе с пирожными. Остальные мы мокли, мерзли, но с интересом слушали и шли дальше.
Когда Эва и Адель прилетели, мы собирались встретиться в ресторанчике, который, пока мы до него добрались, уже закрылся на сиесту. По рекомендации хозяина, в тот день мы обедали в другом, тоже вкусном и симпатичном месте. Там, кстати, случилась забавная история: Лия, которой страшно надоели пиццы и макароны, увидела в меню тефтели. Я спросила у официанта, какой гарнир у них предлагается к тефтелям. Официант удивился: "Гарнир? Мадам, что Вы имеете в виду?" Я перефразировала: "С чем вы подаете тефтели?" Официант не понял: "В каком смыле? Мадам, я Вас не понимаю". "Ну, - думаю,-  английский у него не родной, поробую по-другому". И говорю: "Вы приносите тефтели с рисом, картошкой или спагетти?" С официантом чуть инфаркт не случился: "Тефтели? Со спагетти?!! Мадам, Вы шутите???" Я попыталась робко объяснить, что у нас в Америке так принято - тефтели со спагетти, да. Официант был в ужасе. В общем, Лия свои тефтели получила по-итальянски: без гарнира.

После экскурсии мы попросили у Леаны рекомендацию, где бы нам пообедать. Она проводила нас к своему любимому ресторанчику. Им оказался тот самый "Тонино", где в самом начале мы собирались встретиться с Эвой! Круг замкнулся.
Там мы попробовали, кроме очередных порций пасты, похлебку из бычьих хвостов (очень рекомендую!) и артишоки по-римски (не очень рекомендую) - в отличие от аритшоков по-еврейски, еще одного традиционного римского блюда.
На фото - артишок по-римски с маслом и чесноком.
Потом мы снова гуляли. Девочки (мы) заходили в магазинчики, мальчики ушли осматривать еще неосмотренные церкви. Встретились мы у Пантеона, мимо которого проходят все римские тропы.
Наш последний римский ужин прошел в таверне с веселым названием Popi-Popi, которую тоже посоветовала Леана как одну из самых традиционных и вкусных.
Снова неизбежные пиццы и паста, домашнее вино и тот самый артишок по-еврейски, который был придуман в римском гетто столелия тому назад.
Как чудесно мы провели с Эвой эти три дня! Нашей дружбе так много лет, что редкость встреч не может ее ослабить, но встречи очень украшают нашу жизнь.
Когда мы возвращались к своему жилью по ночному тихому городу, уже казалось, что мы тут очень давно и совсем не чувствовалось, что наступил наш последний вечер в Риме.


No comments:

Post a Comment