Friday, March 22, 2024

Римские каникулы. День третий

22 марта 2024 г.

Наше утро началось с Пантеона. В античные времена это был храм всех богов. Очень удобная идея, типа супермаркета - вместо отдельного похода в молочный магазин, мясную лавку или в булочную мы заскакиваем в один большой магазин, где есть все. Вот и практичные римляне придумали способ умилостивить сразу всех богов в одном храме вместо узкой специализации. А кто нужно было удачи в конкретном деле - торговле, замужестве или на войне - всегда мог зайти в храм отдельного божества.

Когда читаешь, что Пантеон был построен в 27-25 годах до н. э., а в 202 году н.э. отреставрирован, изумляешься. С нашей точки современного зрения, пара столетий две тысячи лет назад неразличимы, и трудно уложить в голове, что здание могло казаться кому-то старинным в 202 году. Но, с другой стороны, никого не удивит идея необходимости реставрации здания начала 19 века!

Пантеон был языческим храмом, потом стал христианской церковью и потому не был разрушен.
Говорят, службы в Пантеоне идут непрерывно уже 1800 лет. Невероятно!

Пантеон прекрасен, симметричен и полон воздуха. Посередине купола через круглое отверстие в крыше льется свет, а иногда дождь. Статуи Юпитера больше нет, но идея величия по-прежнему доминирует.

Кстати, в Пантеоне похоронены Рафаль и итальянская королева Маргарита, именем которой названа пицца.
После Пантеона, пьяцца Навона, трех церквей и пиццы и мороженки наш путь лежал в Палаццо Барберини на улице Четырёх фонтанов (via delle Quattro Fontane). Этот дворец был построен для папы римского Урбана VIII, которому явно было сподручнее проповедовать скромность и воздержание, живя в подобной роскоши. Дворец строили лучшие архитекторы того времени, включая Франческо Борромини и Джованни Лоренцо Бернини.
Кроме роскошной архитектуры, в Палаццо Барберини, где сейчас размещается Национальная галерея старинного искусства, нахоится впечатляющая коллекция живописи.
Мое открытие Караваджо продолжилось в этом музее. Его "Юдифь и Олоферн" - одна их моих самых любимых картин. По театральности и эмоциональной насыщенности эта картина тянет на поэму!
Дети тоже знакомились с искусством, осваивая его по-своему. Я спокойно прошла мимо работы Лоренцо Лотто, а дочерям понравилось.
В этом же музее висит картина Рафаэля "Форнарина", которая считается жемчужиной его творчества.

В одной из комнат скромняги Урбана VIII обнаружился фонтан. В натуральную величину. Как-то даже неожиданно. Дани задумчиво осмотрела комнату и сказала: я бы, пожалуй, поставила здесь еще и ванну. Логично, а то что-то понтифик недодумал.
А это мы с Марком во дворе Палаццо Барберини. Интересно, сидел ли когда-нибудь Урбан VIII тут на травке?
Еще сегодня мы посетили множество церквей, в которых находятся лучшие из работ Караваджо и Микеланджело. Я не очень представляла себе размах и значение Караваджо-художника. Его работы наполнены драмой, энергией, они театральны и противоречивы.
В картине про Юдифь и про Олоферна не хватает разве что движения. Но кинематографичность этой сцены завораживает.

И рогатого Моисея выдели! Я рассказывала детям откуда взялись рога (трудности перевода: в Писании сказано, что от Моисея исходили лучи света, на иврите "лучи" и "рога" звучат и пишутся одинаково, вот и вышла неувязочка). Глядя на скульртуру, я думала, что скоро Песах. Вот мы про Моисея и припомним.

Не могу точно сказать, сколько церквей мы посетили, но Йони оказался их большим поклонником.
День закончился пиццей, мы же в Италии!

No comments:

Post a Comment