Sunday, March 24, 2024

Римские каникулы. День пятый

 24 марта 2024 г.

Воскресенье у нашей семьи началось по-разному. Мы с Марком проснулись рано, несмотря на умбрийские приключения накануне. Дети все еще спали. Мне пришла в голову чудесная мысль: не сходить ли нам вдвоем к открытию в собор Святого Петра? Мы всё спокойно рассмотрим, а с детьми сходим еще раз, в другой день. Мы быстро собрались, оставили детям записку и вышли. Собор Св. Петра был буквально на соседней улице, и целых пять минут дороги я предвкушала неторопливое разглядывание архитектуры и росписей храма, пока мы не завернули за угол...

На площади Св. Петра явно что-то затевалось. Она была перекрыта, по ней сновали люди в костюмах и галстуках, священники, солдаты в старинных смешных костюмах, по периметру толпились празднично одетые люди с оливковыми веточками в руках. ("Это провал"- подумал Штирлиц) Один из людей официального вида любезно объяснил мне, что сегодня начинается пасхальная неделя и что по этому поводу папа римский выступит с особой проповедью в 10 утра, поэтому уже с восхода народ занимает места на площади. И да, в собор Св. Петра сегодня не попасть. И завтра тоже. 
Из глубин моей памяти выплыло знание о том, что сегодня Пальмовое воскресенье, тот день, когда Иисус вошел в Иерусалим перед Песахом. Отчего-то до этой минуты оно совсем не связывалось в моем сознании с нашим отпуском, оставаясь для меня частью иерусалимского нарратива.

Площадь охраняли знаменитые швейцарские гвардейцы, которых еще в 1506 году нанял воинственный папа Юлий II. С тех пор они носят такую веселую форму, сшитую, по слухам, по эскизам Микельанджело. Гвардейцам Его Святейшества полагается быть католиками, непременно холостыми, не ниже 174 см, им запрещается носить усы, бороды и длинные волосы. Говорят, в последнее время их нагревающиеся металлические шлемы заменили на пластиковые, напечатанные на  3D-принтере. Фотографироваться им нельзя, так что я сфотографировала Марка, если что.

Раз в собор попасть не удалось, мы решили вдвоем пройти с аудиоэкскурсией. Экскурсия в наушниках провела нас по красивым местам. От Замка Ангела, Castel Sant'Angelo, построенного больше 2 тысяч лет назад, мы шли через Тибр и слушали про императоров, войны, про завоевания, интриги, христианство, величие, про архитектуру и течение истории.

Трудно было поверить, что мы ступаем по тем же камням, что людей, чьи имена знакомы нам по учебникам истории...
На набережной мы остановились позавтракать в уличном кафе, где, кроме кофе с плюшкой, можно было взять книжку с полки и никуда не торопиться.
Лично для меня это по-прежнему загадка, почему в Италии в любом кафе за смешные полтора евро можно выпить чудесный кофе, какой в наших краях можно найти только или обладая секретным знанием, или на нашей кухне?
Мы прошли через Пьяцца дель Пополо со стоящими на ней церквями-близнецами Санта-Мария-дей-Мираколи и Санта-Мария-ин-Монтесанто. Когда-то именно их видели пилигримы, входящие в Рим через городские ворота, примыкающие к площади.
Оттуда мы поднялись к смотровой площадке возле виллы Боргезе. Вид отсюда открывается действительно достойный.
Мы с видом и переполняющим чуством легкости и свободы.
Внезапно и безо всяких объяснений на парапете обнаружился павлин. Он никого не боялся, никуда не торопился и прекрасно себя чувствовал.
Неподалеку от церкви Сантиссима-Тринита-дей-Монти (Trinità dei Monti) берет свое начало знаменитая Испанская лестница - классическое римское место.
Все помнят знаменитые кадры Испанской лестницы из фильма "Римские каникулы", где Одри Хепберн ест мороженое именно на этих ступенях.
Даже с обыкновенных городских трансформаторных будок в Риме на нас смотрит вечность. Думала ли Одри, со вкусом поедая мороженое, о чем-нибудь, похожем на эту мысль? Наверно, нет.
От французской церкви Троицы наверху по Испанским Ступеням спускаешься к фонтану Баркачча, который построил Пьетро Бернини, отец того самого Джованни Лоренцо Бернини. Интересно, что до сих пор фонтан снабжается водой из античного акведука Аква Вирго.
По дороге домой мы снова прошли мимо Castel Sant'Angelo. Я сфотографировала время: от стен, которым больше 20 веков до флага Евросоюза и современного автобуса-кафе, здесь все приметы времени - от вечности до сиюминутности.
Хорошо, что мы с Марком так приятно начали воскресный день - с хорошей экскурсии и времени вдвоем. И то, и другое было удачной импровизацией, потому что дальнейшее (запланированное на сегодня) только выглядело интересным по описаниям в интеренете. Но такое иногда случается в путешествиях, приходится рисковать, когда отходишь от протоптанных туристических троп.

Первой остановкой на сегодня мы планировали блошиный рынок. Порта Портезе считается самым популярным блошиным рынком Рима и при этом одним из крупнейших в Европе. Я очень лююлю блошиные рынки за их непредсказуемость. В прошлом году на парижском рынке можно было купить столовое серебро, кружевные ночные сорочки 18 века, шпаги, деревянные кофемолки и другие удивительные предметы. Про Порта Портезе интернет писал, что это старейший рынок антиквариата в Риме, и мы отправились туда.
Антиквариат оказался не слишком интересный и довольно малочисленный.
Основное пространство довольно большого рынка было занято палатками с китайскими товарами. Недорогие джинсы, дешевые кроссовки, футблоки и сумки заполнили бескрайние ряды и неудержимо напоминали вещевые рынки моей России времен моей юности. В Петербурге это была знаменитая Апрашка - Апраксин двор, да и в каждом городе было подобное.
Самой милой была палатка с женскими туфлями почему-то только одного размера (не моего).
Часа через полтора мы вышли с рынка, примирившись с его обыденностью: Лия купила себе сумочку, я зонтик, Дани пару шелковых платков, Йони постер. Марк ничего не купил и был этим доволен. 
На обед нам, как всегда, досталась пицца. Мы уже знали, кто что предпочитает: Дани с пиццу с картошкой, Марк с анчоусами, Лия с помидорами и моцареллой, Йони три разных с томатными соусами.
Следующей остановкой был музей современного искусства. Мы Марком и Йони очень его ждали: судя по описанию в интернете, нас ожидали более 5000 полотен и скульптур XIX-XX веков, работы Модильяни, Климта, Моне, Миро, Мондриана и других достаточно громких имен, чтобы ждать их с нетепрением. 
Здание Galleria Nazionale d’Arte Moderna манило своим размахом. Скульптуры львов на ступенях привлекали остроумием - чугунные львы валялись по-кошачьи.
В кассе музея я попросила карту, чтобы сразу идти смотреть на самое интерсное. Карта выглядела неожиданно: схематичные пронумерованные комнаты без других подробностей. "А где у вас что располагается?"- спрашиваю. "Ну вы сами увидите,"- улыбнулся сотрудник музея. Эх, мне стоило бы понять этот намек сразу...

Работы знаменитых художников действительно были. Как правило, по одной. Они терялись в многочисленных постмодернистских довольно скучных экзерсисах, среди которых количество в качество не переходило.
Художественной находкой музея были копии античных статуй, расставленных так, словно они рассматривают картины. Например, эта любуется на работу Аниша Капура (которого мы любим по его знаменитой чикагской Фасолине)
Меня всегда радует Миро -
А еще мне, наконец, удалось своими глазами увидеть знаменитый "Писсуар" Дюшана, который всегда оказывался отдолженным на какую-нибудь выставку из музея, где он обычно находится, стоило только мне туда приехать.
В целом же, несмотря на несколько прекрасных экспонатов, музей не произвел яркого впечатления. Не сравнить с МоМа или нашим чикагским музеем. Концепции не прослеживается, подписи к картинам крайне лаконичные и только по-итальянски. По сравнению с роскошью римского искусства античности или эпохи Возрождения современное искусство особенно без должной кураторской работы выглядит бледно. 

Рядом с музеем в парке виллы Боргезе внезапно обнаружилась статуя Гоголя работы Церители с довольно циничной, на мой взгляд, цитатой из Николая Васильича на постаменте: "...о России я могу писать только в Риме. Только там она предстоит мне вся, во всей своей громаде". В свете геополитических событий последних лет этот тренд дистанционной любви снова актуален, но отчего-то мне кажется, что Гоголь имел в виду другое. Эти слова, скорее, напоминают некрасовское воспевание крестьянства из комфорта петербургских салонов.
Вечером нас ждал ужин в таинственном ресторане, который Йони заказал заранее и отказывался раскрывать подробности. Голодные, мы гадали, что это может быть и надеялись на какое-то разнообразие от ежедневных пасты и пиццы. Надеялись мы абсолютно напрасно.

Оказывается, существует официальный рейтинг пиццерий и каждый год появляется список ста лучших из них. Пиццерия Seu Pizza Illuminati, в которую Йони нас привел, шестая в этом рейтинге и лучшая в Риме.
Пицца была потрясающе вкусной. Тончайшее потрясающее тесто посередине и пышные, совершенно воздушные края. Дочки полюбили пиццу Маргарита.
А это моя любимая. Описание в меню звучит симфонически: "Artichoke cream, mozzarella, roasted artichokes, tuna in oil, lemon mayo, green olive gel, lemon zest, coffee powder, mint". Изумительно!
Это не пицца, но тоже прекрасно: суппли - шарик из риса и сыра, обжаренный в глубоком масле, и картофельный крокет с проволоне и пармезаном. И традиционный для Италии коктейль апероль-шпиц.
Тирамису тоже было скорее произведением тскусства, чем печеньем под кремом.
Пятый римский день нам тоже удался, несмотря на шероховатости рынка и музея и переизбыток пиццы в организме. Главное - позитивный взгляд на жизнь.

No comments:

Post a Comment