6 октября 2022 г. (№98)
На днях я нашла список того, что мне было бы приятно получить на день рождения. Список написан в мае, а первым пунктом в нем значатся "Билеты на Скрипача на крыше". Я совсем забыла про этот список, но пару недель назад мы как раз купили билеты на этот мюзикл, а сегодня пошли на него.
Я никогда не смотрела одноименный классический американский фильм. Он казался мне состоящим сплошь из узнаваемых стереотипов, все равно что матрешка-водка-балалайка в русском варианте. При этом я люблю и рассказы Шолом-Алейхема, и ленкомовскую "Поминальную молитву", и саму пьесу Горина по мотивам Шолом-Алейхема. Но вот увидеть мюзикл "Скрипач на крыше" хотелось. Во-первых, с тех недавних пор, как я открыла для себя жанр американского мюзикла, я его большой фанат. А во-вторых, постановка чего-бы-то-ни-было в чикагском оперном театре - всегда гарантия высокого качества.
Какой это был спектакль! Потрясающий.
Фотография не моя, из интернета. Смотрю на нее и вспоминаю, как прекрасно играли, пели и танцевали актеры. Меня изумляет, как можно так прекрасно петь, при этом кружась, падая или прыгая. (Я еще помню оперные условности в Мариинском театре, где тучная и далеко не молодая актриса пела Татьяну Ларину, да и Онегин был размера XXL, но никого это не удивляло)В "Скрипаче" на сцене Lyric Opera прекрасным было все: голоса, танцы, костюмы. Но особенно меня впечатлили декорации. В первом отделении декорации состояли из груды шкафов, набросанных друг на друга. Эти шкафы по ходу действия становились чьими-то комнатами, домами, кроватями, передавая атмосферу бедности и скученности, в которой жили обитатели штетлов. Декорации второго отделения были еще лаконичнее: один небольшой шкаф и постоянно идущий снег.
При всей условности театра, основная тема - веры и безысходности - звучала очень пронзительно. Из сегодняшнего дня мы слишком хорошо знали, что дальше ждало этих людей начала прошлого века. Я думала о семье моей бабушки, которая не пережила погрома; о тех, кто, как Хава и Федька, переехали в Польшу и погибли во второй мировой; думала о нашей недавней поездке на Эллис Айленд, куда прибывали иммигранты, в том числе из тех самых штетлов. Еще думала, как по-разному можно нарисовать ту же самую картину, мысленно сравнивая американского "Скрипача" и российскую "Поминальную молитву". По одному автору, по одной теме, но совсем иначе. А результат при этом сходный: зритель (я) сопереживает одинаково глубоко, смеется и грустит вместе героями и согласно кивает головой, слыша знаменитое: "Господи, я знаю, что мы избранный народ. Но не мог бы ты в иногда избирать кого-нибудь еще?"
No comments:
Post a Comment