Дани теперь за обедом часто просит: "Мама, расскажи, как ты была маленькая".
Эта просьба задевает особую струнку в моем сердце: много лет назад (и страшно сказать, как именно много!) я точно так же говорила своей бабушке: "Расскажи, как ты была маленькой".
Она рассказывала про то, как ее папа спрашивал по субботам: "Ты себя хорошо вела? Говори правду, у тебя все на лбу написано!" И маленькая бабушка, провинившись, повязывала лоб платком, чтобы папа не мог прочитать, а потом удивлялась, откуда же он знает, когда что-то не так!
Бабушка рассказывала, что у нее и у старшей сестры Фани были свои грядки на огороде и собственные куры, за которыми они ухаживали...
Рассказывала, как с соседнего хутора к ним прибегали играть украинские дети - мальчик Мишка и его сестра. Как, играя, Мишка с сестрой запоминали идиш, а маленькая бабушка с Фаней узнавали украинский.
Еще она рассказывала, как по праздникам мама давала им по копейке, а на копейку они покупали десяток леденцов в бумажном кулечке...
Я очень любила воспоминание о том, как летом старший брат водил их в лес за ягодами - сам не собирал, а ложился на полянке и, пока девочки наполняли свои кринки, объедал клубнику вокруг себя, наклоняя стебли с ягодами прямо ко рту.
Такой сладкой и красной клубники больше не растет в наших лесах, она вся там, в бабушкиной памяти, оставленной мне...
Теперь я рассказываю моей девочке, как я жила с мамой, папой, бабушкой и дедушкой, как летом дети во дворе устраивали в песочнице парк с фонтанами, как зимой мама возила меня в садик на санках и под полозьями скрипел снег, как родился мой брат, как мы ездили в гости к дедушке в деревню и отдыхали на берегу большой реки...
Каждый раз, слушая мои рассказы, Дани уточняет: "А нас тогда еще не было?" "Не было",- подтверждаю я. Тогда Данюша поворачивается к Йони, который тоже слушает меня, и говорит: "Йонек, нас тогда еще не было. Мы были в больнице!"
После одного из таких обедов с рассказами про детство я ушла укладывать девочек на дневной сон, а когда вернулась, Йони спросил: "Мама, а волны там были?" Окзалось, он нарисовал ту самую летнюю реку, о которой я рассказывала, и всю мою семью: маму, папу, Влада и меня. И реку с волнами. Мне кажется, на этой картинке мы все четверо очень счастливы - как и полагается летом в детстве на берегу большой реки.
No comments:
Post a Comment