Friday, September 20, 2019

Наш летний отпуск, часть первая. Сан-Франциско.

Когда после отпуска разглядываешь фотографии, почему-то всегда оказывается, что на них синее небо, улыбающаяся семья, прекрасные виды и дивное настроение. И никакого тебе нытья, никаких разборок между несовершеннолетними членами экипажа, никаких семейных скандалов и криков (было полно, ага. Но чего про это рассказывать!). То ли дело в том, что в такие минуты про фотоаппарат и вспоминать не хочется, то ли в том, что у моей камеры автофокус - наводится только на хорошее. Как бы то ни было, рассказывать хочется исключительно про то, что запечатлелось в памяти и на снимках. Так и сделаю.
Итак, вот десять причин, почему нам так понравился Сан Франциско.

1. Улицы Сан-Франциско как самостоятельное развлечение.
Первое впечатление от Сан-Франциско - его холмы. После привычных нам равнин поездка на машине по Сан-Франциско поначалу напоминала аттракционы в Луна-парке: на перекрестке тормозишь на знаке "Стоп" и видишь перед собой только ясное небо, а хотелось бы - движение на поперечной улице. С моим ростом ничего другого, кроме неба, на этих перекрестках увидеть так и не довелось, а мой дорогой привык и к концу первого дня уже вполне спокойно пропускал встречные машины и парковался под острым углом.
А когда вниз катишься, кажется, что по горке, с непривычки захватывало дух. Так что оказалось, что и простая поездка по городу может быть развлечением сама по себе.
Меня живо интересовали принципы горного градостроительства и невероятные таланты местных водителей. На картинке ниже лично мне все время хочется подправить линию горизонта, как-то выровнять, что ли. Но это так оно на самом деле выглядит.
Самая извилистая улица мира, говорят, тоже находится в Сан-Франциско. То есть не знаю, самая ли она извилистая в мире, но мне легко в это поверить. Если начеркать карандашом быстрый зигзаг, то как раз и получится точный чертеж улицы Ломбард. Непонятно, чем руководствовались строители - ландшафтный эксперимент? чувство юмора? надежда на чемпионат по скейтборду? По счастью, остальные улицы избегли подобной участи. По улице Ломбард мы поднялись пешком (прекрасная альтернатива спортзалу), посмотрели на тихо ползущие по ней машины и поняли, что прочие холмистые улицы - это детские забавы, ну и что что небо на знаке "Стоп", зато без зигзагов.
2. Рыбацкая пристань (англ. Fisherman's Wharf)
В первый же день мы гуляли по знаменитой Рыбацкой пристани, где турист может накупить себе сувениров в бесчисленных лавочках, попозировать на фоне острова-тюрьмы Алкатрас, поглазеть на уличных музыкантов, нанять себе кораблик и прокатиться по заливу - в общем, обычный набор туристических радостей. Приятно было, что вся эта туристическая индустрия совершенно не напрыгивала на тебя в попытке осчастливить, а по-южному расслабленно предоставляла возможности... Может, дело в том, что с этих причалов по-прежнему выходят в море на промысел рыбаки, и пристань живет не только туристической жизнью?
Нас пристань порадовала своей уличной едой. Свежие морепродукты - жареные, сваренные в супе, сбрызнутые соусом, порезанные в салате, вложенные в свежую булку, щедро насыпанные в бумажный лоток - всем свои видом говорили "Съешь меня". Нашу трапезу прямо тут, на набережной, попыталась разделить наглая чайка. Пока я несла к скамейке коробочку с жареной картошкой и рыбой, чайка упала с неба и налету выхватила у меня кусок рыбы! Профессионализм чайки восхищал. Обедать нам пришлось, мерно отмахиваясь руками от других чаек, ровно так, как мы у себя на веранде в августе за чашкой чая отмахиваемся от ос.
Там же, на Пирсе 39, мы наблюдали за морскими львами. Они греются на солнце на деревянных доках, спят вповалку, переговариваются, скандалят, обращая ноль внимания на смотрящих на них людей - ужасно симпатичные и потрясающе фотогеничные на фоне знаменитого моста Золотые Ворота и зеленоватой воды залива.
Уходя от морских львов, мы оказались возле сцены, где парень-акробат вытворял невообразимое, одновременно жонглируя и болтая с публикой. Уж и не знаю, в чем была быстрее его реакция - в жонглировании или острых шутках. Смешно было очень.
3.Китайский и Японский кварталы Сан-Франциско
Китайских кварталов в Америке несколько. И у нас в Чикаго тоже есть такой. Сан-францисский показался больше, но похож - магазины, лавочки, едальни. Мы привезли домой отличные мисочки для соевого соуса - вся семья любит суши. Теперь каждый раз вспоминаем, как было хорошо в отпуске. Заодно вспоминаются вон то изумительное мороженое, скрученное трубочкой, которое на наших глазах ловко готовил миниатюрный китаец, а еще воздушные яичные вафли, которые пекли в соседней с мороженым лавочке. Как это вкусно! ...Несмотря на толпы туристов, Китайский квартал вполне себе живое место, выходцы из Поднебесной там трудятся, молятся, живут, и туризм - лишь одна из сторон квартала.
Японских кварталов в Америке всего три, и один из них здесь. Расположенный в стороне от основных развлечений, Японский квартал намного меньше и тише Китайского. На улицах стоят фонари с оригами-изображением слов и их названиями - можно прямо спонтанно начать учить японский.
В крошечном музее оригами перед входом на ветвях дерева висят бумажные журавлики, а внутри в витринах лесные звери, деревья и драконы. Непонятно, как такое можно сотворить из простого листа бумаги.
Японское мороженое отличается от китайского. Пожилая приятная японка, у которой мы на улице спросили, где бы нам купить десерт, уточнила: "Вы хотите настоящее, очень вкусное японское мороженое или...эээ... всякое?" Всякое мы не хотели, мы хотели настоящее. Японка засветилась и сама отвела нас, куда надо, рассказав по дороге, что всегда водила туда своих внуков, пока они были маленькими. На прощание она нам поклонилась - традиционно и изящно.
Дани выбрала мороженое из зеленого чая, а Лия смело заказала мороженое из черного кунжута.
Наверно, без посещения Японского квартала в Сан-Франциско можно и обойтись. Но я рада, что мы до него добрались.

4. Coit Tower
В любом городе есть самые главные достопримечательности, есть те, что "стоит посмотреть, если останется время", а есть уголки для своих.
Наверно, башня Coit Tower - не самая главная достопримечательность, но с ее вершины открывается отличный вид на весь город, на залив, на мост Золотые ворота.
Занимательна история этой башни - она построена в 1933 году на деньги, которые завещала городу Лилли Коит. Лилли была знаменита своим эксцентричным характером и тем, что была страстным игроком, носила мужские костюмы задолго до того, как женщины надели брюки, курила сигары и с юности азартно помогала тушить пожары, став даже талисманом одной из пожарных команд, а позже почетным пожарным Сан Франциско. Лилли завещала свои деньги "на то, что добавит красоты городу, который я всегда любила".
Кроме интересной истории и архитектуры, башня удивила меня своими фресками. Стены первого этажа расписаны в стиле, слишком хорошо знакомом мне по совсем другой стране. Эти эпические картины труда в городе и на полях, это живописное восхищение индустрией, это художественное порицание капитала! Так и есть, Википедия подсказала, что стены башни расписаны в стиле американского соцреализма. Кто бы мог подумать, что такое бывает. 25 прогрессивных художников, специально выбранных директором художественного музея, создали картины, которые мне легче представить на стенах московских станций метро, чем в американском городе с видом на океан.
Вот вид с Coit Tower на деловой центр Сан Франциско. Он не совпадает с туристическим/историческим центром и своими небоскребами резко отличается от остального невысокого, в общем-то, городского ландшафта. 
На смотровой площадке башни нас ждала еще одна незапланированная аттракция: смотрительнице было скучно заниматься своими прямыми обязанностями, то есть смотреть за посетителями, и она ими дирижировала с ильным французским акцентом. "Вы как ее фотографируете? Она же красавица! Надо чтобы солнце на нее падало! Дайте-ка камеру. И подойдите к ней сзади. Так! Теперь обнимите. Ааах! Оба повернитесь ко мне... не закрываем океан... так... правее... волосы по ветру... Изумительно! Следующий!" И все это на максимальной громкости и с максимальным дружелюбием. Прелесть что такое.
Спустившись с башни, наткнулись на плакат: "Пожалуйста, не кормите голубей" и внизу (то же самое?) на китайском. Я задумалась: ну, положим, почему здесь английский, я могу догадаться. Но почему именно китайский? Они что, самые сердобольные? Или самые голодные? Или дело в таинственных сокращениях последней строки? Отгадать не удалось.

5. Ступени Сан-Франциско
Свернув с протоптанных троп, мы открывали для себя этот дивный город, гуляя по его симпатичнейшим уголками.
C 16th Avenue уходят вверх выложенные мозаикой ступени Tiled Steps. В них есть что-то Ван Гога и что-то от Матисса, от моря, ветра и неба. Их здорово разглядывать и по ним весело подниматься.
А с самого верха этих ступеней нам открылся залитый золотом Тихий океан. Таким я увидела его впервые.
Другие ступени, Greenwich Street Stairs, ждали нас на спуске от Coit Tower к набережной. Эти ступени проходят между любовно выращенных палисадников, напоминая мне лучший из кварталов мира - иерусалимский Ямин Моше. По доброй семейной традиции, мы не преминули сфотографироваться на ступеньках сидя так, как я на той самой фотографии, с которой началась наша с Марком история.The Wave Organ
6. The Wave Organ
На берегу залива есть еще одно достойное посещения место - Орган волн. Два десятка труб идут от воды к слушателям, и шелест волн складывается в музыку природы. Этот уголок выглядит необычно: какие-то разрозненные гранитные фрагменты сложены в подобие амфитеатра, и ты можешь устроиться на скамьях, пытаясь услышать музыку волн и ветра. Позже я прочитала, что рабочим материалом послужили обломки надгробий со старого кладбища - уж и не знаю, как это оценивать: то ли вздрагивать от кощунства идеи, то ли восхищаться экологическим подходом. Но вообще орган отличный.
К органу мы пришли на закате и уходящее солнце делало золотой мост похожим на идеальный музыкальный инструмент. Он как-то перекликался с органом волн, дополняя его своими закатными аккордами.
7. Музейная жизнь
Я очень люблю музеи, и особенно художественные музеи. К моей радости, в Legion of Honor museum обнаружилась выставка раннего Рубенса, и в один из дней мы отправились туда.
Выставка была прекрасной, Рубенс - отличный художник. Впрочем, удовольствие от выставки получила я одна: Марку оказался неинтересен Рубенс, ему не хватало в полотнах драмы, а детям были вообще неинтересны картины.
Семью немного примирила с действительностью выставка Родена на другом этаже. Надо сказать, Родена в тех краях как-то необъяснимо много. В следующий приезд непременно поедем на него смотреть в Стэнфорд.
Наш билет в музей включал в себя еще и вход в de Young museum. Самым интересным в нем показался детский отдел, где можно было приобщиться к современному дигитальному искусству, рисуя пальцами на больших экранах. Мы немедленно приобщились.

8. Golden Gate Park
Когда приедем в эти края в следующий раз, я хочу неторопливо исследовать Golden Gate Park. Он огромен! Golden Gate Park на 20% больше, чем нью-йоркский Central Park. Судя по описанию, его разнообразие должно предложить любому человеку что-то интересное для него лично.
На фотографии ниже мы в том самом парке Golden Gate. Мне очень нравится эта картинка.
Мы не посмотрели на бизонов, живущий в парке; не увидели голландские ветряные мельницы; не посетили Калифорнийскую академия наук (англ. California Academy of Sciences); не погуляли по Ботаническому саду; не прокатились на лодочке по Stow Lake; не заглянули в глаза 1700 видам растений в оранжерее парка... Мне кажется, другому городу хватило бы только этих аттракций, чтобы быть интересным для туристов.
Зато мы были в музее de Young на территории парка, постояли возле чудесной карусели (дети кататься отказались. Выросли?) и зашли в уютный японский Чайный сад.
К Японии у нашей семьи отношение теплое. Кому-то из нас близка японская эстетика минимализма, кому-то нравятся японские парки, всем без исключения - суши.
Небольшой японский парк в парке Golden Gate - один из лучших японских садов, виденных мною. Гармонично, сбалансированно и заботливо выращены деревья, проложены дорожки, устроены водоемы. Это тот случай, когда ландшафт готов стать картинкой в раме в абсолютно любой точке, куда зритель бросает взгляд.
Этот сад носит название Чайного не просто так. В павильоне, спрятанном в зелени, можно заказать традиционный зеленый чай и десерты. Мы очень рекомендуем.
9. Еда
Я уже упоминала, что в Сан Франциско много вкусной и много интересной еды.
Например, говорят, что в Boudin Bakery выпекается хлеб по традиционным французским рецептам точно так же, как и 150 лет назад. Думаю, что формы буханок всё же местного дизайна, но содержание явно с французским акцентом! При булочной есть небольшой музей хлеба, где, среди прочего , можно пройти тест "Какой ты вид хлеба". Мы выпало, что оливковый с комментариями: "Вам нравятся традиции, вне зависимости от того, следуете ли Вы им. Вы чувствуете связь с другими через историю, семью, искусство."
Неожиданным сюрпризом для меня стала русское кафе "Золушка", окруженное китайскими ресторанами. На окне красовалась загадочная, с моей точки зрения, реклама пива с непереводимой игрой слов.
Зато в меню был borsht, piroshki с грибами, вареники с картошкой и нежнейшие сырники. Хотелось поселиться в соседнем здании, чтобы быть здесь завсегдатаем, чес-слово!
Меня, кстати, удивило, что, кроме нас и улыбчивых продавщиц, никто не говорил по-русски. Напротив, остальные многочисленные посетители явно русского не знали, судя по цвету кожи и форме глаз. Неожиданно.
10. Трамваи
А в последний день отпуска мы отправились кататься на знаменитых трамваях Сан Франциско. На них все катаются. И поверьте, от этого трамваи не становятся менее волшебными. Честно говоря, обыкновенные рейсовые трамваи в этом городе тоже прекрасны.
Эти городские трамваи как будто приехали прямо из прошлого, похожие на иллюстрацию из детской книги. И скамеечки в них деревянные. Красота.
Но на туристическом трамвае мы тоже катались. В городе три маршрута таких трамваев. Два выезжают к заливу, и очередь на остановках минут на сорок. Третья линия менее популярна, она идет параллельно берегу. Но Сан Франциско такой славный город, что мы справедливо решили, что здесь везде будет хорошо и красиво, а без очереди на остановке и толпы в трамвае и того лучше. Это правда. 
Сначала мы ехали в полупустом трамвае сидя, просто весело глядя по сторонам, а потом, освоившись, все вместе ехали стоя на подножке,  и машины проносились мимо. Эти трамвайные подножки немного напомнило мне гондолы в Венеции, где свои плывут непременно стоя. К концу второй недели мы явно чувствовали себя вполне своими в этом городе.
Хороший город Сан Франциско! Нам понравился.

No comments:

Post a Comment