Sunday, January 19, 2020

Современные веяния в искусстве

Недавно мой добрый знакомый, живущий в Петербурге, прислал недоуменную смску о том, что видел в кино (американском, разумеется) чернокожего эльфа. Ему было непонятно, как "древний, благородный, златокудрый и светлоокий народ" настолько трансформировался. Меня, разумеется, политкорректными эльфами не удивить, у нас тут такого немало. В прошлом году, к примеру, мы с Марком ходили на культовый мюзикл "Гамильтон" про американскую историю, так там Джордж Вашингтон был невысоким, очень... эээ... плотным афро-американцем, а его соратник Александр Гамильтон был латиноамериканцем. Они оба и все остальные на сцене пели не близкий мне рэп, но впечатление от спектакля было потрясающим! Перед нами был театр в чистом виде, где всё было условностью - внешность, рост, происхождение, где по-настоящему важными были только чувства. Да и вообще, с этими эльфами, как с Гомером: никто не знает, существовал ли он на самом деле, зато все знают, что он был слепым. Вот и эльфы - были, не были ли, а вынь да положь, чтобы эльф был голубоглазым блондином. Стереотипы.
Или вот в новом балете "Анна Каренина" партию Левина танцевал японец. Непривычно. Несколько неожиданным выглядело сочетание косоворотки, присядки и копен сена с азиатским разрезом глаз. Но танцевал он хорошо, да и мало ли какая внешность у левиных бывает.

Но сегодня моя довольно уже устойчивая толерантность дрогнула. Вот как дело было.
Мы с мамой ходили на концерт в оперный театр. Театр в Чикаго впечатляющий, на 3,563 мест. Наши места были на балконе, и вид оттуда был, как с самолета - так высоко, что дух захватывало. Концерт состоял из оперных арий, пели на разных языках, над сценой бежала строка перевода на английский. Голоса чудесные, музыка прекрасная. Хороший концерт.
Опера - искусство старое, сюжеты вокруг любви, как полагается. Однако один из дуэтов меня заинтриговал по самую маковку. На сцену вышли две певицы и стали на два голоса петь все о том же, о любви. Одна поет: "Ты навсегда моя!" Вторая поддерживает: "Твоя навеки!" Потом падают друг другу в объятья и целуются. Потом снова поют и снова поцелуи. Раз пять целовались так, как обычно в операх ведущий тенор целует колоратурное сопрано.
Мне подумалось, что вряд ли в опере 1911 года Рихард Штраус планировал привлечь внимание широкой публики к проблемам LGBT community. Публика вокруг меня оказалась тоже захваченной врасплох. Шептались, верно ли они увидели именно то, что увидели, и казалось, что шепчутся с неловкостью за себя.
В антракте я с интересом прочла либретто оперы "Кавалер розы". Действительно, об однополой любви - ни слова.
Оперное искусство стремится быть современным. Может, стоит как-то по-новому взглянуть на все классические оперы? Почему бы роль Отелло не предложить ведущей певице? Почему бы Вилолетте из "Травиаты" не стать мужчиной? Что это за гендерные стереотипы в 21 веке?
С нетерпением жду новых поворотов классического сюжета.

No comments:

Post a Comment