Пару недель назад Йони пришел из школы и огорченно сказал: "Мама, в нашем классе никто не празднует Хануку, кроме меня". Это так, но надо сказать, что в их классе и Рождество празднуют далеко не все, демография учеников пестра. Я поговорила с Йони про разные традиции, и он, казалось, успокоился. А еще через несколько дней пришел снова и опять с тем же: "Мама, в нашем классе, кроме меня, никто не празднует Хануку". И мне показалось, что это действительно его занимает и расстраивает. То есть не празднование Хануки расстраивает, а то, что остальные не в теме. Если ты отличаешься от других, нужно понять, это плохо или хорошо. И мне, конечно же, важно, чтобы наши дети не испытывали неловкости за себя и свои корни.
Я поговорила с учительницей и предложила ей придти в класс, чтобы рассказать детям про Хануку. Это оказалось очень кстати, они как раз начали изучать зимние праздники разных народов.
Было приятно снова оказаться в классе, снова вести урок. Мне до сих пор снятся сны, как я преподаю, но урок по-английски я вела впервые.Дети слушали историю Хануки с замиранием. Царь Антиох им активно не нравился, а Иегуда Маккавей вызывал симпатию. Они подсказывали мне варианты, как древние евреи могли бы осветить свой Храм, раз у них не оказалось достаточно масла для ритуального светильника: "Они могли зажечь свечи! Или лампочку! Или вырыть глубокую яму и добыть нефть!"
Я рассказала о чуде, в память о котором мы ежегодно зажигаем ханукальные свечи, и мы зажгли их в классе.
Был забавный момент. Я сказала: "С тех пор мы празднуем Хануку", и вдруг одна девочка произнесла: "А я не праздную Хануку!" Другие дети поддержали: "И я не праздную! И я!" Я объяснила, что, когда мы приходим к кому-то на день рождения, мы празднуем вместе с ним, хотя день рождения не наш. Так и сегодня: класс празднует Хануку вместе с Йони, даже если дома дети ее не отмечают. Это всех устроило.
Йони хотел помогать во всем - отвечать на мои вопросы, зажигать свечи, рассказывать про традиции, даже спел пару ханукальных песенок по-английски. Когда он вместе с учительницей зажигал свечи, дети говорили: "Ух ты! Как красиво! Мне очень-очень нравится!"
Потом Йони учил одноклассников играть в дрейдл.
Игра оказалась настолько захватывающей, что дети не могли остановиться и хотели играть еще и еще. В ажиотаже игры они подпрыгивали на стульях и, выигрывая, кричали от радости!Большим хитом стали пончики, которые я принесла с собой.
Mrs. Frano сказала, что она ежегодно рассказывает детям о праздниках, но еще никогда Ханука в классе не была такой яркой. У Йони, у его одноклассников и у меня тоже осталось ощущение веселого праздника. Йони был счастлив. Для меня это было самым важным во всей этой истории.
No comments:
Post a Comment